Возмущаться о том, что он..., требовать, чтобы она…, часто почему-то оказывается для нас более желанной схемой поведения, чем конструктивные решения возникающих ситуаций. Почему мы реагируем так возмущенно, почему нам часто тут же кажется, что дело не в ножничках, а в уважении! В «вообще» невнимании, в том, что нас «вообще» не замечают, мы «вообще» оказываемся не важны?
Нам кажется, что мы насквозь видим мотивацию другого человека, выражая наше абсолютное убеждение в словах «я вообще не понимаю, как так можно?!», мы полностью перекрываем наш собственный вклад в ситуацию и как будто включаем звук этой музыки возмущения на полную, чтобы не слышать никакого шепота изнутри. И не слышим.
Реагируя не конструктивно, мы как будто движемся в колее, которая была нами проложена. Кто-то проигнорировал наше желание? – мы чувствуем себя глубоко оскорбленными. И не потому вовсе, что это ножнички, а оттого, что НАС проигнорировали. Это напоминает нам – бессознательно – ситуацию, когда мы - маленький ребенок, мама, не смотря на нашу просьбу, на нас не реагирует, мы выражаем наше внутреннее возмущение и получаем по шеям. Тогда мы наше возмущение больше не выражаем, прячем в себе, супимся и плачем, может, втайне или сдерживаем слезы и клянемся, что со мной так никогда никто больше не будет обходиться!!! И вот, взрослая женщина звонит мне, и с пеной у рта рассказывает, как он ее проигнорировал, а потом еще и сказал «успокойся!».
«Мы все рождаемся оригиналами, - написал немецкий психоаналитик Арно Грюн, - а живем потом по большей части копиями». Рождаясь собой, мы сталкиваемся с внешним миром, наблюдаем за реакциями на нас, на наши действия, за реакциями других друг на друга, мы шаг за шагом, с той же скоростью, с которой образуются новые клетки в мозге растущего ребенка, учимся в прямом смысле вести себя, чтобы вызвать ту или иную реакцию у наших главных существ рядом – наших родителей. Если мы плачем, мама прибегает и поднимает нас с пола. Хорошо. Она посадила меня на кухне на пол и отвернулась. Я начинаю плакать – она тут же смотрит на меня, поднимает меня и продолжает делать свои дела одной рукой – отлично! Я ведь хочу быть причастным, я учусь: плачь влечет за собой внимание. Конечно, не все так просто и в миллионы раз более дифференцировано. Но одно остается однозначным: мы учимся на основе того, как ведут себя наши родители с нами.