Шутки в сторону – наши ценности имеют условия. Они зарождаются в детстве, когда наши голенькие беспомощные тела рождаются в определенную культуру, в определенную семью, к вполне конкретным родителям с их ценностями. После, взрослея, на нас влияет литература, кино, поэзия или компьютерные игры, дворовые ребята или или или – наши ценности формируются дальше, перестраиваются, переиначиваются, вплоть до старости, но то раннее в нас заложенное остается. Как внутренние голоса, которых мы не слушаем, может, и не слышим, шёпот которых однако продолжает на нас влиять. Ценности наши не умирают вместе с нами, мы честно передаем их как эстафетную палочку нашим детям, нашим ученикам и соседним ребятам, когда кричим им, удирающим, вдогонку, что не очень это хорошо, воровать чужую вишню.
Мы хотим чтобы то, что нам важно, пережило повседневность, продлилось дольше, осталось бы без времени. Когда нам важны отношения с человеком, мы готовы не писать ему годами и знать, что никакие перипетии не изменят ценности нашей дружбы. Если нам ценна музыка, мы готовы тратить время на нее всю нашу жизнь, вне условий повседневной суеты. Но время наше не растянуть. Так или иначе нам приходится выбирать, сортировать. Мы идем покупать подарки на Новый год – как сильно мы задумываемся над тем, что мы дарим? Кто важен нам? И что произойдет, если, размышляя над подарками, мы осознаем временность нашего собственного существования? Будем ли мы покупать те же самые подарки? И тем же ли самым людям? Как и кому дарили вы подарки на прошлый Новый Год? А если вы представите себе, что в машине времени вас катапультировало за неделю до Нового года, и это ваш последний Новый год, будете ли вы вести себя точно так же?
Чем меньше у нас времени, тем меньше внимания мы уделяем людям вокруг нас и нашим занятиям. Одна из центральных проблем повседневности сегодняшнего общества – у нас у всех нет времени, или по крайней мере нам так кажется, - чтобы заботиться о людях и вещах, которые нам важны. А если мы перестаем заботиться о любимых людях, перестаем читать книги, встречаться с друзьями, слушать музыку, то мы рано или поздно вынуждены признать, что для нас это становится не важно.
А что же на самом важно? Философ Сэмюэль Шеффлер предлагает представить себе, что через какое-то время, всего человечества не станет. Что мы – последнее поколение. С этого момента начинается игра мысли и становится очевидно, что наши ценности зависят от нашего представления о жизни и обусловлены ей, в том числе жизнью после нашей собственной смерти. Иначе: имеет ли смысл как помешанный искать дальше средство от рака? Имеет ли смысл переводить еще непереведенного автора с одного языка на другой, если знать, что этого уже никто не будет читать? Представление о нашей собственной смерти и о том, что человечество будет жить дальше и после того, как мы сами умрем – обуславливает то, что мы считаем сегодня важным. Ведь если знать, что я завтра умру, может быть, стуку клавиш я предпочла бы пойти с моим сыном в лес? И, когда я так думаю, то я понимаю, что даже если знать, что я скорее всего завтра не умру, мне действительно важно встать, одеть мои толстенные ботинки на слои шерстяных носков, и вперед в снежную завороженность с моим ребенком с горящими глазами. Потому что это для меня важно. И ценно.
Кажется, мы осознаем подлинную ценность кого-то или чего-то лишь перед глазами его потери. Мы начинает заботиться о нашем здоровье, когда у нас начинает что-то болеть. Мы понимаем, что пора спасать брак, когда он уже пускает трещины. Мы начинаем особенно ценить детство, когда наш ребеночек впервые приходит домой пьяным. Мы садимся и начинаем себя жалеть – когда? Когда мы начинаем задумываться, кто мы сами такие и что нам самим ценно в нас? Все мудрости и замечательные предложения, которые мы десятками глотаем каждый день из сети – это чужие мудрости. Они касаются нас поверхностно, они редко проникают вглубь. Ищите собственные мудрости!
Кто из вас пишет списки каждый год, что он собирается сделать на следующий год, чего бы он хотел достичь, добиться, кем стать? Закрывайте все эти списки, одевайте теплые ботинки и говорите вашим любимым, что хотите с ними в лес, к реке, в поле. И идите БЕЗ смысла и цели, просто так. И спросите себя: так что же для меня на самом деле ценно? Кто? Ты? Я?