Стресс,
неудовлетворенность,
одиночество...
Май 2019
Откуда они берутся и
как можно с ними обходиться.




Клинические исследования показывают, что в 75% случаев посещения врача виновником недугов является стресс (1). Стресс, чума нашего века, представляет собой на настоящий момент чуть ли не бóльшую опасность здоровью, чем курение или алкоголь. Другие исследования утверждают, что одиночество приводит к большинству наших заболеваний, не зависимо от того, живем мы действительно одиноко или же только себя так ощущаем (2).

Что вызывает стресс? Одно из описаний стресса – это разница между желаемой реальностью и действительностью (3). То есть, чем дальше наша субъективно воспринимаемая реальность от того, какой мы ее хотели бы видеть, тем больше стресс.

Чтобы уменьшить состояние стресса, соответственно, следует уменьшить ожидания от себя самого и от других и активно менять свою реальность – все просто. Для этого необходимо «только» желание и действия. Очень смешно, очень легко сказать… Но как это сделать?

Люди, которые пускаются в путь поисков ответа на этот вопрос «как?», часто переживают состояние – то, как есть, мне не нравится, но проблема даже не в этом. А в том, что я толком не знаю, как я на самом деле хочу.

За последние годы я вела статистику в том числе, с какими запросами люди пускаются на поиск себя, в нашем случае – приходят на процесс Хоффмана. И мне удалось вычленить несколько больших тем, о которых мне хочется поговорить сегодня подробнее:

(1) David Servan-Schreiber, Die neue Medizin der Emotionen, ISBN: 978-3-442-15353-4, S. 15
На русском: Давид Серван-Шрейбер, Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/362113/
(2) Manfred Spitzer, Einsamkeit. Die unerkannte Krankheit, ISBN: 978-3-426-27676-1, S. 9
Новая книжка Манфреда Шпитцера, пока не переведена на русский язык.
(3) Gerald Hüther, Raus aus der Demenzfalle, ISBN: 978-3-442-34209-9, S. 53 ff.
К сожалению, ни одна его книга пока не переведена на русский язык. Я ищу издание, если кто знает, буду ОЧЕНЬ признательна! Я готова и с радостью буду переводить сама.
  • 1
    Мне не нравится, как я живу
    Недовольство устоявшейся жизнью сопровождаемое недостаточным пониманием, что именно и как хочется изменить. Это может касаться всех сфер жизни, как личной, так и профессиональной.
  • 2
    Я знаю, как надо бы, но хочется по-другому
    Конфликты между разумными посылами и эмоциональными желаниями, приводящие к постоянному откладываю принятия решений, неумению говорить однозначные Да или Нет.
  • 3
    Я чувствую себя одиноко
    Одиночество, депрессия, тоска по близости и кажущаяся неспособность вести «здоровые» межчеловеческие отношения.
  • 4
    Со мной несправедливо обошлись
    Очевидная или неосознанная позиция жертвы – жертвы обстоятельств, ситуаций, мужа/жены, маленьких детей, родителей и воспитания, травм и пр.
Давайте рассмотрим одну тему за другой с точки зрения исследований головного мозга и посмотрим, что конкретно можно с такими запросами делать.
1. Недовольство
Недовольство собой и жизнью создает в нас амбивалентное чувство стресса. Вроде «все нормально», и одновременно «ничего не нормально». Чисто физиологически ритм биения нашего сердца колеблется между двумя полюсами – когерентностью, то есть равномерным, спокойным состоянием, и хаосом. Человек, испытывающий чувство недовольства, страха, гнева или грусти, тревоги или сомнений, переживает сильное колебание сердечного ритма, наше тело повергается в хаос (4). Одно исследование, в котором были задействованы несколько тысяч руководителей разных уровней, жаловавшихся на недовольство своей жизненной ситуацией, показало, что более 70% из них зачастую чувствуют себя «переутомленными». Более 50% «выгоревшими» - и только меньше 10% из них обращались по этому поводу за помощью (5).

Учеными доказано, что в той же степени, в какой наш сердечный ритм влияет на наше эмоциональное состояние, мы сами в состоянии путем фокусировки наших мыслей и общего настроя влиять на сердечный ритм и этим соответственно изменять свое эмоциональное состояние. При этом не принципиально важны такие внешние изменения как рыцарь на белом коне, позолоченная машина или получение желаемой должности на работе – гораздо важнее ежедневные островки внимания к себе самому и осознанное отношение к себе. Что это означает? Учеными были проведены многочисленные эксперименты, чтобы выяснить, что же конкретно эффективно изменяет наше состояние. Врач и психиатр Давид Серван-Шрейбер, соучредитель организации «Врачи без границ» работал много лет в исследовательском реабилитационном онкологическом центре и разработал простую на вид дыхательную технику, которая творила с пациентами чудеса. Убедитесь сами:

(4) David Servan-Schreiber, Die neue Medizin der Emotionen, ISBN: 978-3-442-15353-4, S. 58
На русском: Давид Серван-Шрейбер, Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/362113/
(5) Barrios-Choplin, McCraty, An inner quality approach to reducing stress and improving physical and emotional wellbeing at work // Stress Medicine, Bd. 13 (3), S. 193-201

Удивительное в этом упражнении то, что оно длится около 4 минут и приводит твой сердечный ритм в состояние когерентности, то есть спокойствия, при этом положительно влияя на твое эмоциональное состояние. Секрет в том, чтобы отдаться и разрешить себе это. И, если ты хочешь заботиться о себе, то можешь делать это упражнение раз в день, и этим помогать своему телу и эмоциональной части мозга все быстрее и быстрее самостоятельно выводить себя из хаоса в когерентность, ты разовьёшь в себе механизм саморегулирования, помогающий тебе быстрее выходить из состояния стресса или даже не поддаваться стрессу.

Давид Серван-Шрейбер никак не был связан с Процессом Хоффмана. Но это упражнение охватывает все четыре аспекта человеческого Я, как мы разбираем это в теоретической части Процесса: тело, интеллект, эмоции и сущность – нашу духовную составляющую, состояние осознанности, состояние спокойствия и цельности.

С этими аспектами Процесс Хоффмана работает уже более 50 лет. Те, кто проходили Процесс, знают, что это упражнение является неотъемлемой частью каждой визуализации, которых во время Процесса мы используем более 20 штук. Это означает, что в течение одной недели участники Процесса снова и снова учатся самостоятельно изменять свое состояние на когерентное и прокладывают этим неосознанно в своем мозге дорожки для саморегуляции своего сердечного ритма. Это зарождает в каждом сознание того, что он может влиять на свои чувства вместо того, чтобы быть жертвой своих эмоций.

Поразительно то, что слово «свет» в контексте данной работы является не просто символом духовности, а используется медиком и психиатром в качестве метафоры, обозначающей готовность и направленность сознания на поток, легкость и прозрачность по сравнению с привычной нам тяжестью в депрессивных состояниях. Метафора «воды», которую мы также используем в визуализациях в форме «река жизни», также используется в работе не случайно. «Вода» используется для настроя сознания на поток, равно как и на контакт всего со всем, себя с миром, в противовес состоянию отторженности, отрезанности, сопутствующему шоку и травматическим переживаниям.

Понятие «сущность», которое является несущей составляющей концепции структуры личности в Процессе Хоффмана, также все больше используется в современной медицине. Как Серван-Шрейбер, так и один из самых известных немецких нейрофизиологов Геральд Хютер много говрят об этой составляющей нашего Я, о состоянии сознания, когда мы чувствуем себя цельными и уравновешенными. В своей книге «Инструкция к применению человеческого мозга» Геральд Хютер пишет: «Наивысший уровень восприятия человек достигает тогда, когда ему удается достичь внутренней гармонии между чувствами и разумом, между зависимостью и автономией, равно как и между открытостью и соблюдением своих границ. Человек должен развить навык, целиком и полностью отдаваться восприятию, позволяя соединиться воспринимаемым им внешним образам с образами внутренними. При этом важно, чтобы он сам не растворялся от восторга этой своей способностью, а мог бы как вызывать, так и отпускать это состояние» (6). Эти слова довольно точно отражают понимание человеческой сущности, используемое в Процессе Хоффмана, и развитие именно этого навыка и является одной из целей Процесса. Способность входить в это состояние не только в рамках курса, но и после него в обычной жизни, дает участникам чувство бОльшего умиротворения, принятия себя и мира, чувство спокойствия и глубокой соединенности с самим собой, о котором с таким восторгом говорят многие как об одном из самых значительных результатов Процесса.

(6) Gerald Hüther, Bedienungsanleitung für ein menschliches Gehirn, ISBN: 978-3-525-01464-6, S. 106
Пока не переведено на русский язык
2. Мысли и чувства
Вторая большая тема, которая беспокоит людей, это конфликт между чувствами и разумом, который внутренне будто бы разрывает нас на части, приводит к тому, что нам сложно принимать решения, мы впадем, будто, в кому, запутываясь в навязчивых мыслях, или зависая в неприятных чувствах.

Человеческий детеныш рождается с пластичным мозгом. В начале нашей эволюции мы – люди – были ни к чему особо не пригодны, бегали мы не быстрее других, ни зрение ни обоняние не отличалось особенной остротой, летать мы не умели, ну и плавали мы тоже не особенно хорошо, то есть, по сути, мы были обречены на вымирание в дикой природе, полной опасностей и более сильных соперников. И тогда предки человека начали развивать всякие трюки, чтобы банально выжить. Одним их таких трюков был тимбилдинг - соединение в группы, внутри которых учитывались индивидуальные сильные стороны отдельных особей, происходило «разделение труда» и этим как группа мы становились сильнее, чем отдельно стоящие враги. Вторым важным трюком было появление и развитие в лобовой части внутри нашей черепной коробки этакой настройки в виде неокортекса, взявшего на себя ответственность за речь, разум и механизмы регуляции и контроля поведения в группе.

Обычный полевой заяц жует травку на поляне, поднимает уши и осматривается, не грозит ли ему какая-то опасность, и, если нет, спокойно продолжает жевать траву. Если он замечает опасность, его тело реагирует одним из трех способов: нападением, побегом или замиранием. За такие возможности заяц может быть благодарен своей лимбической системе мозга, которая у всех млекопитающих, включая человека, схожа. Лимбическая система мозга состоит из другого типа ткани, чем неокортекс, она отвечает за чувства и стратегии выживания, в ней сохранена информация из самых наших ранних лет жизни, когда наш пластичный мозг еще только приспосабливался к окружающей среде, к нашим родителям, к миру, в который мы были рождены. В самой глубине мозга находится амигдала – миндальное тело, отвечающее за реакции страха.

Интересный факт заключается в том, что эмоциональный мозг (лимбическая система) функционирует нередко независимо от неокортекса. Язык, социальное восприятие и оценка, которые координирует неокортекс, имеют лишь ограниченное влияние на эмоциональную часть нашего мозга: мы не можем осознано повелеть тому или иному своему чувству стать сильнее или ослабеть и исчезнуть. И из-за этого у нас возникают проблемы – конфликт между чувствами и разумом или между внутренним ребенком, как можно назвать всю сумму «недочувстованных, недопрожитых чувств», и интеллектом. И этот конфликт невозможно просто выключить, ни один из голосов этих двух наших аспектов невозможно заглушить – ну или по крайней мере этого не стоит делать, так как заглушение того или иного голоса приводит к тому, что он остается подавленным и выплескивается в неприятные телесные симптомы – заболевания, зажимы, слабость и пр. Задача любой психотерапии заключается в том числе в том, чтобы привести в равновесие обе этих составляющие – голос чувств и голос интеллекта, и научиться реагировать на реальность «адекватно», не ориентируюсь на травматичные отклики замороженной в лимбической системе информации из раннего детства. Это означает – задача внутреннего роста состоит в том числе в том, чтобы залечить ранние травмы и научиться реагировать на реальность конструктивно, а не повторять снова и снова выученные системы поведения - паттерны.

Каждый из нас осознанно или неосознанно тяготится травмами из раннего детства, которые продолжают влиять на наши чувства, наше восприятие окружающего мира и себя в настоящем. Чтобы исцелить эти травмы, Процесс Хоффмана работает на многих уровнях. Возьмем один пример: инструмент Процесса «трансформация». Этот инструмент разработан для того, чтобы вычленить какую-то неприятную ситуацию из прошлого и «перепрограммировать» ее в нашем мозге. Начинается упражнение с внимания, направленного на дыхание – техника, которая была представлена выше – с целью ввести свой сердечный ритм в состояние когерентности. Затем мы направляем внимание в прошлое и воспринимаем телесную реакцию на выбранное эмоционально неприятное событие. Затем мы вытягиваем образ этого ощущения и эмоции из тела (элемент из НЛП), и растираем его между ладонями (билатеральная стимуляция, элемент из EMDR (7) ), затем мы снова погружаем трансформированный образ в тело (элемент из НЛП) и якорим новое позитивное нейронное соединение в теле (снова элемент из EMDRи травматерапии).

Интересно, что этот инструмент был разработан задолго до того, как появились НЛП и EMDR, и успешно используется в Процессе. Много лет спустя было научно обосновано, почему он работает и какими нейронными процессами в мозге сопровождается.

Половину дня в Процессе уделяется внимание проработке соединений между лимбической системой и неокротрексом, то есть, говоря простым языком, контакту внутреннего ребенка с интеллектом. Оба они пускаются в конструктивный диалог друз с другом, фокус направляется поочередно то на одну, то на другую часть мозга, оба голоса получают возможность проявиться и «обменяться мнениями» на различные жизненные темы. Поочередная смена перспективы дает участникам навык самостоятельного регулирования переключения с эмоций на разум и обратно, что приводит к состоянию гармонии между ними, некоего рода «перемирию», которое снова и снова рекомендуется возобновлять позже в повседневности, используя простые техники. После этого упражнения участники говорят о «тишине» и «непривычном глубоком спокойствии», которое воцаряется внутри, об опыте: Я могу влиять на грохот в моей голове, могу справляться с ним, и знаю теперь как это делать.

(7) EMDR – Eye Movement Desensitization and Reprocessing. На русском: ДПДГ - десенсибилизация посредством движения глаз, уникальный метод, разработанный психологом Francine Shapiro в 1989 году и успешно применяемый для работы с травмами, с посттравматическим синдромом и т.д.
Ф. Шапиро «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. Основные принципы, протоколы и процедуры» (Класс, 2001).
3. Одиночество
Третья большая тема – одиночество, депрессия, тоска по отношениям или беспокойство по поводу своей неспособности вести «нормальные отношения».

Мы растем в животе нашей матери в само собой разумеющимся слиянии с ней. Первые 9 месяцев в утробе матери и первые 5-6 месяцев после нашего рождения мы воспринимаем себя как часть чего-то большего – вначале как часть мамы, позже, как часть мира (8). Наш мозг, как я уже неоднократно писала, очень пластичен от рождения и состоит из порядка 86 - 100 миллиардов нейронов, соединенных друг с другом изменяющимся количеством синапсов – нейронных соединений (9). Это дает нам возможность по мере роста учиться, то есть создавать новые и новые соединения, разрабатывать стратегии, перенимать стратегии от родителей, чтобы гарантировать наше выживание, то есть учиться привлекать к нашим потребностям необходимое внимание и заботу родителей. В худшем случае, если мы росли в утробе матери, которая нас не хотела, или же самое позднее в первые дни и месяцы после нашего рождения мы переживали первый опыт отторжения, повторявшийся в нашей жизни бесконечное количество раз, экзистенциальное чувство страха за свое право на существование, болезненные чувства нежеланности, нашего несоответствия родительским ожиданиям, одиночества.

Взрослыми мы больше не нуждаемся в том, чтобы нас кормили и одевали. Но мы продолжаем нуждаться в том, чтобы нас любили. И наши тактики, выработанные с раннего детства, остаются.

Далее: в нашем мозге есть две прямо противоположные тенденции. С одной стороны, благодаря врожденной пластичности и переизбытка возможностей новых соединений мы способны и хотим учиться, сотрудничать, подстраиваться под окружающую среду, приспосабливаться к тому, в какую ситуацию мы рождены. Вплоть до 10 – 12 лет эти процессы протекают очень активно (10), и, как обнаружено исследователями последних лет, способность учиться и создавать новые нейронные соединения сохраняется на протяжении всей жизни. С другой же стороны, как и любая другая система, наша система мозга настроена на то, чтобы затрачивать как можно меньше энергии. Когда человек лежит и ничего не делает, ни о чем не думает, он затрачивает 20% всей производимой им энергии (11). Представьте себе, что начинается, когда он задумывается… Это стремление минимальной затраты энергии объясняет то факт, что наши стратегии поведения такие липкие, и нам, порой, так сложно избавляться от паттернов – мы привыкли действовать в схожих ситуациях так, а не иначе, думать определенным образом или чувствовать. Новые способы обхождения с ситуациями означали бы затраты бОльшего количества энергии, и тогда, когда нам кажется, что энергии и так не много – в стрессе, усталости, тревоге и пр. – мы скорее действуем по наезженной дорожке, как привыкли, даже если заведомо знаем, что нам от этого будет не очень хорошо.

Загвоздка, однако, заключается в том, что, действуя подобным образом, мы приходим к подобному результату. И дорожки в нашем мозге становятся все более прочными, вырастают в дороги, в автострады, с которых все сложнее оказывается съехать, и с возрастом уменьшается желание и готовность искать новые креативные решения для возникающих проблем, мы все меньше и меньше образовываем новые нейронные соединения, состояние неудовлетворенности растет, мы болеем, вероятность слабости иммунной системы, болезни Альцгеймера и деменции возрастает.

В 1991 году университет Миннесоты начал масштабное исследование, названное позже «исследованием монахинь» (12), в котором приняли участие более 600 монахинь в возрасте более 70 лет из разных монастырей страны. Вопрос исследования был: какие именно факторы влияют на то, что монахини остаются до глубокой старости «в своем уме», существенно меньше болеют, чем миряне, и в целом оценивают свою жизнь как счастливую. После смерти ученым была предоставлена возможность заглянуть внутрь их черепной коробки. И удивление поставило с ног на голову весь мир исследований старения и медицины – мозги многих из этих монахинь были также «изъедены» деменцией, как и мозги среднестатистических мирян. Однако, при отмирании старых соединений, монахиням до смерти удавалось создавать новые соединения «обходными путями» так, что ни они сами, ни их окружение не страдали от последствий.

Это исследование показало также, что, если мы в течение жизни занимаемся как можно более многосторонними занятиями и задействуем разные аспекты нашего Я: тело, интеллект, эмоции и нашу сущность, то есть занимаемся спортом и танцуем, играем на музыкальном инструменте, поем и слушаем музыку, играем (когда я рассказывала это моему сыну, он спросил меня: играем на компьютере? Нет, играем в настольные, подвижные и детские игры), читаем литературу и пишем, например, дневник или письма, - то мы поддерживаем в нашем мозге его нейропластичность и удобряем его «почву» для регенеративных и компенсационных процессов. И если нам в нашей жизни удается:
- понимать, что происходит (фаза «осознания» в Процессе Хоффмана)
- то, что мы понимаем, претворять в жизнь и самим созидать (фаза «выражение» в Процессе Хоффмана)
- и тому, что мы поняли, выразили и претворили в жизнь, придавать смысл (фаза «сочувствие и прощение, придание глубокого смысла» в Процессе Хоффмана),
то мы меньше болеем, позволяем нашим потенциалам распускаться и предотвращаем деменцию (13).

Во время Процесса Хоффмана участники проживают именно эту структуру: на первом этапе речь идет о понимании, как мы устроены, как мы реагируем и почему. На втором этапе мы посвящаем много внимания работе с выражением непрожитых чувств, выходим из роли жертвы и переходим в роль творца, пропитываемся собственной силой и решимостью. На третьем этапе, прежде чем перейти к конкретным возможностям конкретных жизненных изменений, мы посвящаем много внимания вопросам глубокого смысла, сочувствия и принятия.

Процесс Хоффмана – это процесс познания и получения опыта, сопровождаемый большим количеством разнообразных занятий, в том числе телесных практик, например танца. Во время танца участники испытывают на себе, какое счастье может приносить движение под музыку. На протяжении недели мы наблюдаем, как движения становятся шире, свободнее и естественнее, как будто участникам нужно сперва учиться разрешать себе расслабляться, проявляться и двигаться. И так, однажды научившись, они берут с собой этот опыт домой. Мы используем интуитивное рисование, интуитивное письмо, половину одного дня посвящено большому набору игр, благодаря которым участники находят ответы на вопрос: что делает меня счастливым? Из этого дня «счастья» каждый формулирует для себя своей персональный «ключ к счастью», который берет с собой как ценное руководство к действию домой. Важно при этом, что этот день протекает именно в группе – в контакте с другими людьми. Так, что в мозге формируются и стабилизируются дорожки: я не одинок, меня принимают таким, какой я есть, мне можно проявляться, чувствовать и дарить близость.

(8) Hugo Lagercrantz, Die Geburt des Bewusstseins, ISBN 978-3-662-58222-0
Новая книга шведского педиатра и исследователя сознания, вышедшая в этом году, пока не переведена на русский язык
(9) David Eagleman, The Brain – The Story of You. 2017
На русском: Мозг: Ваша личная история, https://www.litres.ru/devid-iglmen/mozg-vasha-lich...
(10) Jesper Juul, Was Familien trägt. Werte in Erziehung und Partnerschaft, ISBB: 978-3-407-22905-2, S. 14 ff.
Пока не переведен на русский, также ищу заинтересованное издательство, готова переводить сама.
(11) Gerald Hüther, Raus der Demenzfalle, ISBN: 978-3-442-34209-9, S. 11
(12) David A. Snowdon, Aging with Grace. What the Nun Study Teaches Us About Leading Longer, Healthier and More Meaningful Lives. BantamBooks 2001
На русском:https://mindware.ru/blog/?tag=исследование-монахинь
(13) Aaron Antonovsky, Salutogenese. Zur Entmystifizierung der Gesundheit, dgvt-Verl. 1997
Новые исследования салютогенеза, разработанные в том числе медицинским социологом Антоном Антоновским, исследовавшим адаптацию женщин, прошедших концентрационные лагеря по сравнению в контрольной группы женщин, не сумевших адаптироваться и женщин, не прошедших лагеря.
4. Жертва
Четвертая большая тема – позиция жертвы по отношению к жизни, к своей истории, родителям, партнеру и пр.

Это люди, которые были детьми, уже рано сдавшимися. Это дети, которые либо росли в очень тесных рамках, от которых столько всего требовалось, что они чувствовали себя беспомощными удовлетворить все родительские требования. Либо же это дети, которых чересчур опекали, у которых едва была возможность развиваться в своем темпе и было недостаточно собственного опыта разработки стратегий успеха – до того, как они падали, им подстилали подстилку. Это взрослые, которые, приходя ко мне на терапию, говорят: «уберите мне то-то или то-то». Нет, говорю я, вы будете работать и достигать результатов сами, я могу только показать, как.

О различных ролях жертвы можно писать очень много (14). Здесь же я хочу сказать только: не зависимо от того, идет ли речь о жертвах физического или сексуального насилия, игнорирования, заброшенности или эмоционального насилия, всех жертв объединяет одно – они не защищаются. Трагедия жертвы не только в том, что именно с ней происходило, но и особенно в ее ощущении ненависти, презрения или стыда по отношению к себе самой за то, что она не защищалась. Чтобы выйти из роли жертвы, ей нужно, параллельно с проработкой ее травмы, научиться защищаться. Полтора дня в Процессе посвящены именно этой теме. Как отпустить ментальные, эмоциональные и телесные блокады? По мере обучения защищаться участники чувствуют прилив сил, открывают в себе поток новых эмоциональных и телесных ресурсов. Они учатся защищаться не столько от внешней агрессии (редко в наших краях встречаются саблезубые тигры), сколько от мнимых образов, вызывающих страхи и тревогу.

(14) Прекрасный труд основателя и медицинского руководителя центра Травмы в Бруклине, Массачусетсе, профессора психиатрии в Бостонском университете, др. мед. наук Bessel van der Kolk. Verkörperte Schrecken. Traumaspuren in Gehirn, Geist und Körper und wie man sie heilen kann. ISBN: 978-3-944476-13-1
«Тело ведёт счёт: мозг, ум и тело в излечении травмы» («The Body Keeps The Score») на русском пока, к сожалению, не издавалась.

Я очень люблю мою работу.
Благодаря моему опыту насилия, я много занималась темами травмы и состоянием жертвы, и мое личное глубокое желание в моей работе – помочь участникам проделать эту трансформацию, выйти из роли жертвы в самостоятельность и самоопределение. Выйти из одиночества в мужество доверять, просить о помощи и разрешать себе контакт и близость, самоотдачу. Научиться гармонизировать внутреннее состояние, приводить в равновесие свой чувственный мир со своим разумом. Перестать определять себя через внешние критерии, перестать заполнять внутреннюю пустоту и душить страхи перед пустотой ненужными статусными атрибутами, а вместо этого открыть в себе бездонный кладезь благодарности, сочувствия и мудрости, ресурсы человеческого достоинства и свою сущность.
© Дария Маркин, Институт Хоффмана
Читайте также
Made on
Tilda