Третья большая тема – одиночество, депрессия, тоска по отношениям или беспокойство по поводу своей неспособности вести «нормальные отношения».
Мы растем в животе нашей матери в само собой разумеющимся слиянии с ней. Первые 9 месяцев в утробе матери и первые 5-6 месяцев после нашего рождения мы воспринимаем себя как часть чего-то большего – вначале как часть мамы, позже, как часть мира
(8). Наш мозг, как я уже неоднократно писала, очень пластичен от рождения и состоит из порядка 86 - 100 миллиардов нейронов, соединенных друг с другом изменяющимся количеством синапсов – нейронных соединений
(9). Это дает нам возможность по мере роста учиться, то есть создавать новые и новые соединения, разрабатывать стратегии, перенимать стратегии от родителей, чтобы гарантировать наше выживание, то есть учиться привлекать к нашим потребностям необходимое внимание и заботу родителей. В худшем случае, если мы росли в утробе матери, которая нас не хотела, или же самое позднее в первые дни и месяцы после нашего рождения мы переживали первый опыт отторжения, повторявшийся в нашей жизни бесконечное количество раз, экзистенциальное чувство страха за свое право на существование, болезненные чувства нежеланности, нашего несоответствия родительским ожиданиям, одиночества.
Взрослыми мы больше не нуждаемся в том, чтобы нас кормили и одевали. Но мы продолжаем нуждаться в том, чтобы нас любили. И наши тактики, выработанные с раннего детства, остаются.
Далее: в нашем мозге есть две прямо противоположные тенденции. С одной стороны, благодаря врожденной пластичности и переизбытка возможностей новых соединений мы способны и хотим учиться, сотрудничать, подстраиваться под окружающую среду, приспосабливаться к тому, в какую ситуацию мы рождены. Вплоть до 10 – 12 лет эти процессы протекают очень активно
(10), и, как обнаружено исследователями последних лет, способность учиться и создавать новые нейронные соединения сохраняется на протяжении всей жизни. С другой же стороны, как и любая другая система, наша система мозга настроена на то, чтобы затрачивать как можно меньше энергии. Когда человек лежит и ничего не делает, ни о чем не думает, он затрачивает 20% всей производимой им энергии
(11). Представьте себе, что начинается, когда он задумывается… Это стремление минимальной затраты энергии объясняет то факт, что наши стратегии поведения такие липкие, и нам, порой, так сложно избавляться от паттернов – мы привыкли действовать в схожих ситуациях так, а не иначе, думать определенным образом или чувствовать. Новые способы обхождения с ситуациями означали бы затраты бОльшего количества энергии, и тогда, когда нам кажется, что энергии и так не много – в стрессе, усталости, тревоге и пр. – мы скорее действуем по наезженной дорожке, как привыкли, даже если заведомо знаем, что нам от этого будет не очень хорошо.
Загвоздка, однако, заключается в том, что, действуя подобным образом, мы приходим к подобному результату. И дорожки в нашем мозге становятся все более прочными, вырастают в дороги, в автострады, с которых все сложнее оказывается съехать, и с возрастом уменьшается желание и готовность искать новые креативные решения для возникающих проблем, мы все меньше и меньше образовываем новые нейронные соединения, состояние неудовлетворенности растет, мы болеем, вероятность слабости иммунной системы, болезни Альцгеймера и деменции возрастает.
В 1991 году университет Миннесоты начал масштабное исследование, названное позже «исследованием монахинь»
(12), в котором приняли участие более 600 монахинь в возрасте более 70 лет из разных монастырей страны. Вопрос исследования был: какие именно факторы влияют на то, что монахини остаются до глубокой старости «в своем уме», существенно меньше болеют, чем миряне, и в целом оценивают свою жизнь как счастливую. После смерти ученым была предоставлена возможность заглянуть внутрь их черепной коробки. И удивление поставило с ног на голову весь мир исследований старения и медицины – мозги многих из этих монахинь были также «изъедены» деменцией, как и мозги среднестатистических мирян. Однако, при отмирании старых соединений, монахиням до смерти удавалось создавать новые соединения «обходными путями» так, что ни они сами, ни их окружение не страдали от последствий.
Это исследование показало также, что, если мы в течение жизни занимаемся как можно более многосторонними занятиями и задействуем разные аспекты нашего Я: тело, интеллект, эмоции и нашу сущность, то есть занимаемся спортом и танцуем, играем на музыкальном инструменте, поем и слушаем музыку, играем (когда я рассказывала это моему сыну, он спросил меня: играем на компьютере? Нет, играем в настольные, подвижные и детские игры), читаем литературу и пишем, например, дневник или письма, - то мы поддерживаем в нашем мозге его нейропластичность и удобряем его «почву» для регенеративных и компенсационных процессов. И если нам в нашей жизни удается:
- понимать, что происходит (фаза «осознания» в Процессе Хоффмана)
- то, что мы понимаем, претворять в жизнь и самим созидать (фаза «выражение» в Процессе Хоффмана)
- и тому, что мы поняли, выразили и претворили в жизнь, придавать смысл (фаза «сочувствие и прощение, придание глубокого смысла» в Процессе Хоффмана),
то мы меньше болеем, позволяем нашим потенциалам распускаться и предотвращаем деменцию
(13).
Во время Процесса Хоффмана участники проживают именно эту структуру: на первом этапе речь идет о понимании, как мы устроены, как мы реагируем и почему. На втором этапе мы посвящаем много внимания работе с выражением непрожитых чувств, выходим из роли жертвы и переходим в роль творца, пропитываемся собственной силой и решимостью. На третьем этапе, прежде чем перейти к конкретным возможностям конкретных жизненных изменений, мы посвящаем много внимания вопросам глубокого смысла, сочувствия и принятия.
Процесс Хоффмана – это процесс познания и получения опыта, сопровождаемый большим количеством разнообразных занятий, в том числе телесных практик, например танца. Во время танца участники испытывают на себе, какое счастье может приносить движение под музыку. На протяжении недели мы наблюдаем, как движения становятся шире, свободнее и естественнее, как будто участникам нужно сперва учиться разрешать себе расслабляться, проявляться и двигаться. И так, однажды научившись, они берут с собой этот опыт домой. Мы используем интуитивное рисование, интуитивное письмо, половину одного дня посвящено большому набору игр, благодаря которым участники находят ответы на вопрос: что делает меня счастливым? Из этого дня «счастья» каждый формулирует для себя своей персональный «ключ к счастью», который берет с собой как ценное руководство к действию домой. Важно при этом, что этот день протекает именно в группе – в контакте с другими людьми. Так, что в мозге формируются и стабилизируются дорожки: я не одинок, меня принимают таким, какой я есть, мне можно проявляться, чувствовать и дарить близость.
(8) Hugo Lagercrantz, Die Geburt des Bewusstseins, ISBN 978-3-662-58222-0
Новая книга шведского педиатра и исследователя сознания, вышедшая в этом году, пока не переведена на русский язык
(9) David Eagleman, The Brain – The Story of You. 2017
На русском: Мозг: Ваша личная история, https://www.litres.ru/devid-iglmen/mozg-vasha-lich...
(10) Jesper Juul, Was Familien trägt. Werte in Erziehung und Partnerschaft, ISBB: 978-3-407-22905-2, S. 14 ff.
Пока не переведен на русский, также ищу заинтересованное издательство, готова переводить сама.
(11) Gerald Hüther, Raus der Demenzfalle, ISBN: 978-3-442-34209-9, S. 11
(12) David A. Snowdon, Aging with Grace. What the Nun Study Teaches Us About Leading Longer, Healthier and More Meaningful Lives. BantamBooks 2001
На русском:https://mindware.ru/blog/?tag=исследование-монахинь
(13) Aaron Antonovsky, Salutogenese. Zur Entmystifizierung der Gesundheit, dgvt-Verl. 1997
Новые исследования салютогенеза, разработанные в том числе медицинским социологом Антоном Антоновским, исследовавшим адаптацию женщин, прошедших концентрационные лагеря по сравнению в контрольной группы женщин, не сумевших адаптироваться и женщин, не прошедших лагеря.