В следующем предложении я заикаюсь и говорю каламбур, приходится засмеяться, и она смеется тоже. Грусть исчезает. Она была, ей можно было быть, и она уходит сама по себе после того, как была выражена.
Я спрашиваю ее, что же нам теперь делать, пока приходится ждать, может, выйти из машины? Она соглашается. Я вытаскиваю её из сиденья и сажаю на моё бедро, мы смотрим вместе на угол, за которым бабушка исчезла. И вскоре она появляется.
3 возможности, как мы предаём реальность наших детей.
Мы предаём наших детей каждый раз, когда мы по сути говорим им: «ты чувствуешь неправильно».
1. Умалять: «Бабушка только недавно вышла». Такие слова не помогают ей ни справиться с ситуацией, ни со своими чувствами. Они не соответствуют её реальности. Когда я говорю, что бабушка ушла совсем недавно, я говорю ей, что она неправильно воспринимаем время. Для неё это было давно, даже очень давно.
2. Спрашивать «почему», например: «масик, почему ты плачешь?» Я во многих ситуациях спрашиваю «почему?» Мои "почему" говорят ей о том, что я не понимаю причины ее чувств. А дети чувствуют непосредственно, они просто чувствуют и полагают, что причины для всех очевидны.
3. Отвлекать: «Давай лучше почитаем книжку/ посмотрим картинки». Я могла бы отвлечь ее, хотя бы попробовать. Это то, что большинство родителей и бабушек с дедушками так часто делают, когда хотят поменять чувства ребенка. Но отвлекать – не удовлетворяет самой важной потребности ребенка, - да и взрослого! – потребности в выражении чувств, в сознательном переживании их. Отвлечения не дают возможности чувствам выйти наружу, и, таким образом, не дают возможности пережить их и отпустить. Отвлекая, мы говорим ребенку: «давай мы сделаем вид, будто бы все хорошо»…
В эти игры можно играть долго. Они ничего не решают. Они создают у ребенка ощущение, что его эмоции не важны, или что их нужно защищать, иначе они будут раздавлены авторитетами. Не знакомо ли это и нам, взрослым?
И то, что такие игры не меняют ситуацию к лучшему, очевидно.